История Чуйского тракта – история Алтая

Появление большого пути через Алтай стало возможным с момента вхождения жителей южного Алтая в состав Российской империи. Произошло это в 1756 году (в честь 200-летия этого события на Семинском перевале в 1956 году был установлен специальный обелиск).

Чуйский тракт - Горный Алтай

Первые русские купцы появились на Алтае (а точнее – у реки Чуя) в 1788 году. К 1864 году на Чуе стоял уже десяток избушек-складов, а купец из Бийска по фамилии Гипев построил для себя жилой дом. Торговля шла очень бойко, но нормальной дороги все еще, разумеется, не было построено. Чуйский торговый путь тогда был обычной горной тропой, узкой и опасной. Передвигаться по ней можно было только верхом, да и никаких особых тележек да саней использовать не получалось. В этом плане особенно много проблем доставлял русским купцам участок пути от Онгудая до Кош-Агача: там товары перевозили исключительно вьючным образом.

Во второй половине 19 века начались активные разговоры о необходимости прокладывания нормальной дороги по Чуйской долине. Рассматривался один проект за другим… Вот только осуществить эти проекты оказывалось невозможным из-за недостатка средств: сооружение горной дороги дело особенно дорогостоящее и трудоемкое. Относительно удобная дорога появилась в 90-х годах, но и она была малопригодна для перемещений весной или зимой.

Большая стройка стартовала было в 1901 году, на нее было выделено около восьмидесяти тысяч рублей – то есть 160 рублей на версту. Привлекались к работе и крестьяне из близлежащих деревень. Однако, несмотря на вложенные усилия, колесная дорога, завершенная к 1903 году, оставалась далека от совершенства. Тем более, после строительства Чуйского тракта в том виде, он не ремонтировался и не улучшался вплоть до 1914 года, а горы дорогу принимали сложно.

Лето 1914 года вошло в историю Горного Алтая. Тогда сюда прибыла экспедиция, которую возглавлял инженер ведомства путей сообщения В.Я.Шишков, в будущем ставший известным писателем. Они провели огромную работу по изучению этих мест, составлению карт, созданию проекта будущей новой трассы… Но Первая мировая война и последовавшая за ней революция внесли свои корректировки.

Хоть какие-то ремонтные работы заново начались на Чуйском тракте в 1922 году. Тогда же был, наконец, построен мост через реку Чуя.

20-30-е годы – сложный и драматичный период в истории Чуйского тракта. Строительство дороги вошло в стратегические интересы государства, а вот осуществлять его приходилось вручную, в нечеловеческих условиях…

В 1924-1925 годах обсуждался вопрос о том, в каком направлении пойдет дорога. Появилось несколько спорящих сторон: сторонники одной предпочитали левобережное направление, существовавшее на тот момент. Другие считали, что дорогу нужно вести по новому пути, правым берегом Катуни. Был и третий вариант, предлагавший соединить новое направление со старым в селе Черта. Победил, как теперь нетрудно догадаться, Катунский вариант: он имел ряд заметных преимуществ, в том числе – сокращал путь до советско-монгольской границы.

30-е годы – время концентрационных лагерей. Вдоль тракта каждые 15-20 километров находились лагеря, и тысячи заключенных работали над строительством новой дороги. Что и говорить – снежные заносы, низкие температуры, плохое питание, ужасные условия… Чуйский тракт построен на костях, и большинство их было сложено именно тогда. Что ж, зато дорога эта была построена в рекордные сроки.

Летом 1934 году был проведен первый автопробег Бийск - Кош-Агач, в 1935 году построили деревянный мост через Бию в Бийске, от которой теперь и ведет свой отсчет Чуйский тракт. В том же году появился мост через Катунь у села Усть-Сема. 1 января 1935 года Чуйский тракт на всем протяжении Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Онгудай - Иня - Кош-Агач - Ташанта был сдан в эксплуатацию.

В 1950-е и 1960-е годы Чуйский тракт продолжали ремонтировать и совершенствовать. Последние кардинальные изменения были внесены в 1984 году, когда взамен старой узкой и опасной дороги появился новый путь через перевал Чике-Таман.